Проект века на Балтийском море
В конце марта 2012 года в балтийском порту Усть-Луга, расположенном в 130 км от Санкт-Петербурга, началась отгрузка первой партии российской нефти в рамках реализации проекта «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС-2). Первым принял груз танкер, взявший затем курс на Роттердам.Сегодня в конечной точке БТС-2, в порту Усть-Луга, причаливают танкеры со всего мира. Лишь за первое полугодие 2012 года здесь было перегружено 3,7 миллиона тонн нефти. И это только начало. В перспективе мощность порта по экспорту нефти планируют увеличить до 25 миллионов тонн в год. Текучесть нефти, необходимую для ее перекачки даже русской зимой, обеспечивает гигантская теплообменная установка и 1 100 000 литров масла-теплоносителя ADDINOL Wärmeträgeröl XW 15. Понадобилось 1100 контейнеров средней грузоподъемности (IBC), чтобы доставить это масло к месту назначения; с этой непростой логистической задачей великолепно справились водители из нашей экспедиторской компании из Литвы и сотрудники российского и немецкого отделений компании ADDINOL.
В 2009 году в Россию отправились первые 10 грузовиков с маслом ADDINOL, которым предстояло преодолеть 2000 километров. Водителей и их тяжелые машины ожидали настоящие приключения. Сначала на русской границе прозвучало «СТОЙ!». И хотя наш груз, как и все остальные поставки в Россию, соответствовал всем таможенным формальностям, таможня принялась проверять товар. На целых две недели машины задержались на границе. Наконец, лаборатория российской Торгово-промышленной палаты дала добро: перевозимое масло действительно соответствовало задекларированному маслу-теплоносителю. Машины двинулись дальше. Однако за несколько километров до цели внезапно кончилась асфальтированная дорога! К новому Усть-Лужскому терминалу вела в то время дорога из гравия и песка, полная выбоин и с глубокой наезженной колеей. Тяжело нагруженные машины постоянно застревали в песке. Однако они доехали! Несколько недель стояли грузовики, прибывшие из немецкого города Лойна, в очереди на разгрузку в Усть-Луге. За три месяца 50 автомобилей доставили в порт 22 контейнера объемом 1000 литров, то есть в сумме 1 100 000 литров масла ADDINOL Wärmeträgeröl XW 15.
Теплообменным установкам требуется специальная рабочая жидкость
Для технологических процессов при производстве многих продуктов требуется тепло. Однако прямой подвод тепла зачастую невозможен в принципе или имеет недостатки. Например, невозможно достичь желаемой температуры, тепло отдается неравномерно или затраты и расходы слишком большие. В данном случае поможет теплообменная установка. Она работает опосредованно и похожа на обычную отопительную систему в доме. Однако вместо горячей воды в ней циркулирует другая жидкость, которая переносит тепло туда, где оно нужно. В промышленности используются масла-теплоносители на основе минеральных масел или особых синтетических жидкостей. Масло подогревается в специальном котле. Оттуда оно закачивается в систему трубопроводов, которые ведут к местам, где масло опосредованно отдает свое тепло. После охлаждения масло снова поступает в отопительный котел. Если в качестве теплопередающей среды вместо масла использовать горячую воду, то при той же мощности давление пара в системе должно составлять свыше 60 бар. Масло как теплоноситель не требует переоборудования системы под такие высокие давления.
Первоклассных рекомендаций было недостаточно
Как правило, масла-теплоносители работают постоянно и должны обеспечивать бесперебойную эксплуатацию на протяжении многих лет. Инженеры, ответственные за разработку терминала в Усть-Луге, потребовали не только гарантию, что масло проработает 5 лет, но и предъявили высокие требования к его термостойкости. К тому времени масло ADDINOL Wärmeträgeröl XW 15 отлично зарекомендовало себя на других крупных объектах. Так, например, 280 000 литров масла используются с 2007 года на нефтетерминале в Туапсе на Черном море. Помимо этого имелись и первоклассные отзывы из портов в Эстонии и Латвии. Инженерам наш продукт был уже знаком, однако первоклассных отзывов было для них недостаточно. Они настаивали на особенно детальной технической информации. После длительных тестовых испытаний и сравнений с конкурирующими продуктами решение было принято в пользу качественного масла из Германии.
ADDINOL Wärmeträgeröl XW 15 убедило решающими преимуществами
ADDINOL Wärmeträgeröl XW 15 — это синтетическая жидкость на основе алкилированных ароматических углеводородов (алкилбензолы). Это масло предназначено для использования при температурах подачи до +300 °C (кратковременно до +320 °C) и имеет следующие преимущества:
• наивысшая термическая стабильность базовых компонентов — срок службы масла значительно выше по сравнению с продуктами на основе минеральных масел;
• чрезвычайно низкая склонность к коксуемости — значительное уменьшение образования отложений по сравнению с минеральными маслами;
• высокая температура начала кипения при атмосферном давлении — надежный нагрев в замкнутых системах;
• превосходные вязкостно-температурные свойства — энергосбережение во время подогрева и при экстремальных условиях;
• стабильная температура вспышки — длительное и надежное применение;
• отличное очищающее действие — продукт растворяет отложения и гарантирует улучшенную теплопередачу.
Как предписано стандартом DIN 51529 «Испытание и оценка используемых теплопередающих сред», проба используемого в Усть-Луге масла ADDINOL Warmetragerol XW 15 не реже одного раза в год отправляется на тщательный лабораторный анализ.
Кстати: после первой заливки теплосистемы в 2009 году несколько месяцев назад мы доставили в Усть-Лугу новую партию масла. Теперь в порту используются 1 350 000 литров ADDINOL Wärmeträgeröl XW 15.